Московский патриархат Самарская епархия

Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

 

Еженедельный Елисаветинский вестник №207

Неделя Марии Египетской

Расписание служб (29 марта — 4 апреля)

 

Воскресенье 29 марта

 

8:15 Исповедь. 9:00 Литургия.16:00 Пассия.

Четверг  2 апреля

 

16:00 Вечерняя служба.

Пятница 3 апреля

 

7:00 Исповедь, литургия Преждеосвященных даров.16:00 Вечерняя служба.

Суббота 4 апреля

Лазарева суббота, воскрешение праведного Лазаря

8:15 Исповедь. 9:00 Литургия. 16:00 Всенощное бдение с освящением верб.

 

 

Объявление

с 4 марта по 13 апреля в храме будут пребывать мощи святых Киприана и Устиньи, обладающие благодатью защиты от чародейства, мощи блаженной Матроны и святого целителя Пантелеймона.  Во время пребывание мощей будут служиться молебны на святых мощах и совершаться помазание освященным маслом.

 

На этой седмице:

29/16 марта (воскресенье): Преподобной Марии Египетской (переходящее празднование в 5-е воскресенье Великого поста).

30/17 марта (понедельник): Преподобного Алексия, человека Божия (411). Преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).

31/18 марта (вторник): Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (386).

2 апреля / 20 марта (четверг): Мученицы Фотины (Светланы) самарянки и сыновей ее мучеников Виктора, нареченного Фотином, и Иосии, и с ними мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Святая мученица Фотина была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева (Ин. 4, 5-42).

4 апреля / 22 марта (суббота): Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

Пятое воскресенье Великого Поста названо в честь Марии Египетской. Мы её славили и в предыдущее воскресенье. А на утрене четверга совершалось продолжительное и величественное стояние Марии Египетской. Прп. Мария Египетская стала образцом истинного покаяния и примером неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Да укрепит её подвиг нас при вступлении в последнюю неделю поста.

Евангельское чтение преподобной (Лк. 7, 36-50) в образе грешницы, принесшей алавастровый сосуд с миром помазать ноги Иисуса, показывает пример слёзного крещения. Слёзное крещение - это крещение покаянием, сердечным сокрушением и плачем о грехах своих в уповании на милосердие и человеколюбие Божие. Всем существом почувствовав свою нечистоту и недостоинство перед Спасителем, грешница умилилась сердцем, и слёзы сокрушения, любви и упования неудержимо хлынули из глаз её, обливая ноги Спасителя. И пока она отирала волосами ноги Господа, лобызала и намащала их благовониями, душа её очистилась и обновилась. И Христос сказал присутствовавшим: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». И, обратившись к ней, сказал: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром». Такова сила кающейся любви к Богу в ответ на Божественную любовь к человеку.

Апостольское чтение (Евр.9:11-14) говорит о Христе как о Первосвященнике, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу». В наше искупление Он принёс Свою Кровь — величайшая жертва, которая может быть принесена только однажды и на веки.

В евангельском чтении (Мк.10:32-45) мы слышим, как Иисус Христос предсказывает Своим ученикам об этой Своей будущей жертве, о Своих добровольных страданиях, смерти и Воскресении. И в это время апостолы Иоанн и Иаков ищут первенства перед другими во славе Его. Они высказывают готовность следовать за Ним в Его страданиях и смерти, пить чашу Христову и креститься крещением Его. Они ещё не понимают слов Иисуса, не понимают, что Его ждёт. Это та чаша, о которой говорит Спаситель в гефсиманском молении, и крещение Крестом. И тогда Господь наставляет Своих учеников о истинном пути к славе Его. Этот путь заключается в служении ближним по примеру Иисуса Христа и из любви к Нему: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Что же делает нас великими и славными в царстве небесном? Любовь, которая учит нас преодолевать страдания. Страдание, которое делает нас смиренномудрыми. Смиренномудрие, которое побуждает нас служить ближним.

Седмица Ваий и Лазарева Суббота

Седмица называется седмицей Ваий, т.е., ветвей. Все её дни носят название: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д. Вся седмица по устроению и содержанию богослужения устремлена к Лазаревой Субботе и следующей за ней Неделе ваий - Входу Господнему в Иерусалим. Эти два праздника тесно соединены, имеют общий тропарь и другие общие особенности.

Пятница Ваий - конец Великого Поста. В этот день несколько раз поётся: «Душеполезную совершивше четыредесятницу...», т.е. уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «...и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы.

В Лазареву Субботу мы вспоминаем чудо воскрешения Христом праведного Лазаря, которое совершено в удостоверение будущего воскресения всех умерших (Ин.11:1-45).

Господь знал, что Лазарь болел и умер. Но Он пришёл только на четвёртый день после смерти Лазаря. Все это переживается и является в богослужении уже с первых дней седмицы: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы» - вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники... В среду мы слышим: «Днесь издше Лазарь» - сегодня умер Лазарь. И наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается» - вот уже полагается во гроб.

Многие иудеи, услышав о воскресении Лазаря, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.

Лазарева Суббота знак будущего нашего воскресения в воскресении четверодневного Лазаря.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 5-я Великого поста (Лк. 7: 36-50).

Предстоим мы с вами пред Господом в недугах наших. Где искать нам выздоровления? На этот вопрос отвечают нам евангельское чтение и жизнь Марии Египетской: в покаянии. А что такое покаяние? Покаяние, исповедь, это — суд над собой пред лицом Божиим. Этот суд над собой восстанавливает в нас гармонию разума с сердцем, обращенным к Господу, и создает волю, способную справиться со своими внутренними врагами, — со своими недостатками и грехами.

Вводя нас в 6ую седмицу Великого Поста, устами Церкви говорит нам Господь: «Нет греха человеческого, который превозмог бы милосердие Божие, кроме греха нераскаянного», и подтверждает это евангельским повествованием о возрождении порочной женщины и примером жизни Марии Египетской.

Не искренно, из любопытства приглашает к себе Иисуса Христа Симон фарисей. Это видно из того, что он не соблюл обычных правил гостеприимства, которые обязывали хозяина встретить гостя целованием, омыть ему ноги и доставить ему все необходимые удобства. Во время пиршества двери дома на востоке не закрывались, каждый посторонний мог войти в дом, постоять и посмотреть на пирующих. И вот, во время трапезы вошла в дом Симона, известная в той местности своей порочностью, женщина, присутствие которой было противно хозяину дома. С сосудом многоценного мира подошла она к Тому, Которого искала душа ее и стала позади Христа.

Слушая Его наставления, она размышляла о своем глубоком падении, о своей позорной жизни. И стала плакать. Ее слезы падали на босые ноги Христа, к которым она склонялась все ниже и ниже, стараясь как бы скрыть свой стыд. Фарисей с ужасом отскочил бы от одного лишь прикосновения подобной женщины, стал бы в семи водах омываться от полученного осквернения. Женщина внутренне чувствовала, что Христос не поступит с ней так, она чувствовала, что безгрешности свойственно сочувствие, а не осуждение и самопревозношение.

Слыша прежде слова Иисуса: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас», она подвинулась к Нему ближе и, опустившись на колени, своими длинными волосами вытирала ноги Христа, омоченные ее слезами, покрывая их поцелуями и, наконец, умащая драгоценным, благоухающим миром. Это было выражением мольбы о милости со стороны сокрушенной сердцем женщины.

Ее вид, обильно текущие слезы, принесение в жертву драгоценного мира, казалось, должно бы вызвать в самом каменном сердце жалость и сочувствие. Но не коснулось все это сердца хозяина дома — фарисея, человека внешней, фальшивой праведности. — «О, если бы Иисус был пророк, Он знал бы, что это за женщина, и с презрением бы оттолкнул ее», — так подумал Симон фарисей.

Зная сердце и мысли человека, Христос обличил Симона. — «Видишь ли ты эту женщину?» — указывая на робко сидевшую на полу недавнюю грешницу, — сказал Христос Симону: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами омыла Мои ноги и отерла волосами головы своей; ты целования Мне не дал, а она не перестает целовать Мои ноги; ты головы Моей маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому говорю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много».

И затем, обращаясь уже не к Симону, а к бедной грешнице, Спаситель со властью сказал ей: «прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя, иди с миром». И мир и радость воцарились в душе ее. Великая грешница освободилась от рабства греху, стала на путь чистоты и святости.

Таков, дорогие мои братья и сестры, плод покаяния, плод принятия в сердце и в ум Слова Божия, чрез прикосновение ко Христу.

Сказанное еще более подтверждается ярким примером жизни Марии Египетской. В ее жизни невольно обращаешь внимание на две противоположности, а именно, на глубину ее греховного падения и на высоту ее духовного взлета, благодатного восстания. В 12-летнем возрасте покидает Мария родительский дом, уходит в г. Александрию, и там многие, многие годы проводит в порочной жизни. Волна верующих, волна паломников, направлявшихся во св. Град Иерусалим к празднику Воздвижения Креста Господня, приводит и ее во св. Град, где она продолжает свою порочную жизнь. Но вот, следуя за потоком паломников, направляется она в храм Гроба Господня. Но... несмотря на многия попытки и усилия, она не может войти в храм. Неведомая сила не позволяет ей переступить порог храма. Но вот, подняв глаза, Мария видит над входом в храм икону Богоматери, Пречистой Девы. Заглянула она в свою душу и поняла, что она падшая и потому не смеет войти в храм. Став в стороне, Мария возносит Богу, чрез Пречистую Деву, покаянную молитву, обещая измениться. После этой молитвы, легко войдя в храм, она упала пред Крестом Господним, помолилась, поцеловала Животворящий Крест, вышла из храма и направилась к реке Иордан. Омывшись в водах Иордана, Мария идет в храм св. Иоанна Крестителя, там причащается св. Таин Христовых и уходит в пустыню, где в посте и молитве проводит около 40 лет, всю свою остальную жизнь, — «яко солнце просиявши, всем согрешающим наставницей явися». В мире и радости о любви Божией к человеку протекала ее жизнь.

Такова, дорогие мои, сила подлинного покаяния: оно заглаживает грехи и может вознести кающегося грешника на высокую степень совершенства. В чем да поможет и нам Господь по молитвам преподобной Марии Египетской. Аминь.

Свт Феофан Затворник. Неделя 5-я Великого Поста Лазарева суббота (Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45).

У кого есть Марфа трудолюбивая  - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, - внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь и воскресит Лазаря его - дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле бестелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом!

Митрополит Владимир (Сабодан). Я с вами

Господь наш Иисус Христос неоднократно предсказывал о Своих страданиях: "Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет" (Мк. 10,33-34). Так Он заранее говорил о Своем уничижении и о грядущей чаше страданий, которую Он испил за род людской.

Вся жизнь Христа Спасителя — это служение спасению людей. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10,45). Он и ныне очищает и возраждает нас в святом Крещении, освящает благодатию Святого Духа в Миропомазании, священнодействует в Литургии, как вечный Первосвященник, принимает нашу Исповедь и разрешает грехи в Таинстве Покаяния, просвещает, пасет и руководствует в священстве, благословляет супружеский союз к благословенному рождению и воспитанию детей в Таинстве Брака, как Врач душ и телес, врачует наши немощи в Таинстве Елеосвящения. Он невидимо присутствует с нами, по собственному Его обещанию: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них... Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 18,20; 28,20).

У нас теперь Великий Пост. Пост освящен Спасителем, постившимся сорок дней и ночей. Словом и примером Господь узаконил Пост. Пост и молитва есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Постом и молитвою готовимся мы к встрече страстных дней. Страсти — это спасительная жертва нашего Господа, завершившаяся Его смертью на Кресте, перед которой Он сказал: «Совершилось!» (Ин.19,30). Все Господь сделал и продолжает делать для нашего спасения. В Божественной Литургии Он ежедневно преподает верным Свое пречистое Тело и животворящую Кровь во оставление грехов, во исцеление души и тела, в жизнь вечную.

Христос с нами во все дни. Он служил и служит нам. По Его примеру мы должны служить друг другу любовью. Все мы во Христе — члены одного тела, братья друг другу, и потому по вере, по долгу, по убеждению ума и сердца должны служить друг другу, жить не только для себя, но и для других: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15,1-2).

Служение ближним не может быть без самоотвержения и креста. На добро люди чаще всего отвечают злом и неблагодарностью. Но чей крест был тяжелее Креста Христова? Пример Господа Иисуса, ради нас истощившего Себя, да послужит нам помощью и побуждением к самоотверженному служению благу других. Аминь.